Психологами выделяются несколько критериев, которые позволяют определить готовность к школе.
1. Физическая готовность
Прежде всего, ребенок должен быть физически готов к школе. Этот критерий определяется соответствием организма и основных возрастных норм. В физическую готовность к школе входят следующие показатели:
• Биологические особенности, масса тела, рост, утомляемость, работоспособность, зрелость мочевыделительной, пищеварительной системы, устные словесные реакции.
• Общее физическое здоровье, сила, скорость, ловкость, координация движений.
• Развитие основных видов движений, наклоны, прыжки, ползание, приседание, бег. Развитие мелкой моторики, умение держать карандаш, перекладывать мелкие предметы с места на место, проводить четкие линии.
• Навыки самообслуживания, умение одеваться, завязывать шнурки, убирать за собой посуду, пользоваться основными столовыми приборами, следить за своим внешним видом, мыть руки, пользоваться туалетом.
Для определения уровня физической готовности перед поступлением в школу нужно пройти медицинский осмотр. Ребенок считается физически готовым к обучению в школе, если: его рост и вес соответствуют возрастной норме; паспортный и биологический возраст совпадает; нет хронических заболеваний в острой стадии; нет функциональных и психических отклонений, которые не поддаются коррекции. Принято считать, если у детей началась смена молочных зубов на постоянные, то это является знаком готовности костной системы. В антропологии есть простой тест определения физической готовности к обучению. Попросите ребенка поднять вверх руку и дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. При этом рука должна проходить через макушку головы. Если это у него получится, то он готов к школе, если не получается, то нет. Понять физическую готовность поможет тест «Поза Ромберга». Предложите малышу встать на одну ногу, другая должна быть согнута, ступня прижата к коленям. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Если ребенок простоит 8-10 секунд, то он считается готовым. Если нет, то это является показателем незрелости скелета.
2. Личная готовность
Обычно личностная готовность идет в совокупности с социальной и определяется следующими показателями:
• понимание, что такое «хорошо», что «плохо»;
• коммуникабельность, способность общения со взрослыми и детьми;
• умение решать вопросы без агрессии;
• понимание авторитета учителя;
• умение слушать учителя;
• способность задавать вопросы;
• адекватно реагировать на замечания;
• оценивание своих действий и чужого поведения.
У ребенка должна быть развита учебная мотивация. Позадавайте ему следующие вопросы: Хочешь ли ты пойти в школу? А зачем тебе учиться? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
3. Интеллектуальная готовность
Чтобы определить интеллектуальную готовность к школе, психологи используют тест Керна-Йирасека, который несложно провести в домашних условиях. Он состоит из следующих заданий:
• Попросите малыша нарисовать мужчину. Родители не вмешиваются в процесс, выступают в виде сторонних наблюдателей. Готовый к школе ребенок не только нарисует туловище, голову, ноги, руки, но и выделит ступни, лицо, на котором присутствует рот, глаза, брови, нос. На лице могут быть борода, усы, на голове – волосы, шляпа, на руках пять пальцев. Фигура должна быть цельной, части тела должны быть «прикреплены» друг к другу, а не «висеть» в воздухе.
• Предложите несложную фразу письменными буквами. Здесь оценивается подражание образцу, величина букв, отклонение от горизонтальной линии, соотношение маленьких и больших букв.
• Срисовывание группы точек. В этом задании производится оценка сохранения количества точек, расположение их в пространстве. Допускается незначительное отклонение одной точки из столбца или ряда. Допустимо уменьшение рисунка, увеличение – нет.
В области интеллектуальной готовности малыш должен уметь: отгадывать простые задачки; находить в группе лишний предмет; добавлять недостающие предметы; находить отличные и похожие признаки; восстанавливать последовательность событий.
5. Педагогическая готовность
Предполагается, что дети к 6-7 годам должны владеть следующими навыками в области математики: считать до 10 и обратно; увеличивать и уменьшать предметы на один, два; знать простые геометрические фигуры; знать понятия «больше-меньше», «шире-уже», «равно»; сравнивать предметы; делить предметы на равные части.
Необходимые навыки письма: правильно держать ручку; обводить по линиям; рисовать по клеточкам; штриховать рисунок; копировать с образца.
Навыки чтения: отличать согласные звуки от гласных; отличать буквы от звуков; подбирать слова на заданный звук; делить слово на слоги.
6. Умственная готовность
Умственная готовность включает в себя: знания об окружающем мире; умение оперировать имеющимися знаниями; любознательность; устойчивое внимание; развитая память; развитый словарный запас.